ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
И.Ю. ЕГОРОВ
https://orcid.org/0000-0002-3829-6383
И.А. ЖУКОВИЧ
https://orcid.org/0000-0001-5027-5991
Nauka naukozn. 2023, 2(120): 42—58
https://doi.org/10.15407/sofs2023.02.042
Рубрика: Проблемы развития научно-технологического потенциала
Язык: Украинский
Аннотация: Статья посвящена анализу новых тенденций оценивания результатов деятельности исследователей на примере процедуры оценивания, используемой Лигой европейских исследовательских университетов (LERU). Также высказано авторское видение целесообразности и возможностей ее реализации в Украине. Источниками информации для исследования являются публикации отечественных и зарубежных ученых, нормативно-законодательная база Украины и рекомендации международных структур относительно проведения оценивания. Новые тенденции оценивания результатов деятельности исследователей приобретают актуальность в связи с тем, что в ряде международных документов, принятых в 2022 году, определена необходимость обновления подхода к оцениванию, который должен основываться на многомерности оценок и обеспечении баланса между качественными и количественными критериями с целью получения объективной информации. Определено, что общая структура оценивания результатов деятельности исследователей по методологии LERU включает три вида стандартных оценок (эффективность исследований, образовательная деятельность и служение обществу), которые характеризуются широким спектром критериев и позволяют оценить достижения за прошедший период. Для усовершенствования процедуры оценивания LERU разработаны рекомендации по дополнению стандартной оценки тремя характеристиками: многомерная перспектива, перспектива развития и контекстуальная перспектива. Их сущность раскрыта в статье. На основании выполненного исследования сделан вывод, что оценивание результатов деятельности исследователей не должно сводиться к выявлению недостатков и высказыванию замечаний, а должно включать критический анализ с последующим определением направлений усовершенствования деятельности и предоставлением соответствующих рекомендаций. Главной целью оценивания становится не фиксация итогов, а толчок к новой парадигме развития ― улучшение результатов работы как отдельных исследователей, так и научной организации в целом. Высказано мнение, что адаптированная методология LERU может быть использована для проведения аттестации (оценки) исследователей в Украине.
Ключевые слова: оценивание результатов деятельности исследователей, экспертное суждение, критерии оценивания, наукометрические показатели, Лига европейских исследовательских университетов, Национальная академия наук Украины.