1.5

 

АКАДЕМИЧЕСКИЕ И УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МИРОВОГО ЛИДЕРСТВА КИТАЯ В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

О.А. ГРАЧЕВ

https://orcid.org/0000-0002-3980-2890

В.И. ХОРЕВИН

https://orcid.org/0000-0002-6509-4736 

Nauka naukozn. 2024, 4(126): 5177

https://doi.org/10.15407/sofs2024.04.051

Рубрика: Зарубежная наука. Международное научно-техническое сотрудничество

Язык: Украинский

Аннотация: Авторы с помощью документального и фактологического анализа обосновали наличие связи между лидерскими позициями Китая в мировой науке и технологиях и мерами государственной политики, направленными на инновационное развитие. Авторы провели инновационный аналитический обзор кардинальных изменений в сфере НИОКР и образования в результате реализации государственной политики, направленной на преодоление вековой отсталости, экономического хаоса и превращение Китая в мирового лидера в области науки и технологий. Источниковой базой исследования стали зарубежные и украинские научные публикации, данные официальных статистических управлений и международных научных организаций. Проанализирована эволюция академических и университетских составляющих науки и технологий Китая в 1949—2021 гг. в четыре этапа. Первый этап (1949—1959) характеризовался изменениями, вызванными плановой экономикой и идеологическим диктатом; второй этап (1960—1977) — стагнацией в академическом и университетском секторах; третий этап (1978—2001) — созданием основ для перехода страны к инновационному развитию и международным стандартам в образовании; четвертый этап (с 2002 г.) — развитием инновационных технологий параллельно с улучшением условий жизни в рамках проекта «Прекрасный Китай». В исследовании подробно рассмотрена сущность реформ в высшем образовании (1980—1990-е гг.), направленных на утверждение западной модели в университетском секторе; реализация «Проекта инновационных знаний» Академии наук КНР (АН КНР) в качестве пилотного проекта по созданию научных основ для построения инновационной экономики и программ по развитию человеческих ресурсов, в т. ч. поддержки талантов, возвращению экспатриантов и привлечению выдающихся иностранных специалистов. Раскрыто содержание программ АН КНР «Инновации» (2011 г.) и «Пионерская инициатива» (2014 г.), направленных на превращение Китая в мирового лидера. Особое внимание уделено программе «Один пояс, один путь», реализуемой с 2013 г., роли АН КНР в ней, и правительственным инициативам 2015 г., направленным на превращение Китая в мирового лидера в области инноваций и образования до 2050 года. Исследование показало, что реформы в научно-технологической и образовательной сферах Китая проводились на фоне позитивных изменений в экономике и при широком участии органов государственной власти, что может служить примером для Украины.

Ключевые слова: наука и технологии, образование, исследования и разработки, университеты, Китайская Народная Республика, Академия наук КНР.

Полный текст (PDF)