1.4

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗРЫВА В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Г.Я. ШЕВЧЕНКО

https://orcid.org/0000-0003-3984-9266

В.С. БЕЛОЗУБЕНКО

https://orcid.org/0000-0003-1269-7207

О.А. МАРЧЕНКО

https://orcid.org/0000-0001-7665-7832

Nauka naukozn. 2020, 4(110): 44-62

https://doi.org/10.15407/sofs2020.04.044

Рубрика: Наука и инновационное развитие экономики и общества

Язык: Английский

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что свободная циркуляция знаний и доступ к ним являются важнейшей предпосылкой развития науки, которая делает коммуникацию определяющим элементом и «живой» социальной тканью науки. Научные коммуникации (НК) рассматриваются не только как взаимодействие внутри научного сообщества, но и как взаимодействие науки с бизнесом, государством и обществом. Каждому типу НК могут быть присущи определенные противоречия, так называемые коммуникационные разрывы, которые снижают их эффективность.

Цель статьисистематизировать и структурировать различные типы и формы НК, которые существуют в социальных отношениях, осуществить их структурный анализ, выявить и оценить коммуникативные разрывы, связанные с такой типологией, и указать механизмы их эффективного преодоления.

Источником информации для исследования являются научные труды ведущих украинских и зарубежных ученых, результаты эмпирических исследований, включая отчеты Стэнфордского университета. Основным методологическим постулатом исследования стал гегелевский принцип восхождения от абстрактного к конкретному, а также общенаучные методы познания (анализа, синтеза, обобщения, научной дедукции и индукции). Работа имеет междисциплинарный характер.

Полученные результаты. В статье рассмотрены четыре типа НК (по адресатам): Science-to-science (коммуникация в научной среде), Science-to-government (коммуникация науки с государством), Science-to-business (коммуникация науки с бизнесом) и Science-to-society (коммуникация науки с обществом). Авторами предложена собственная классификация НК, которая охватывает стандартные (устные и письменные), а также виртуальные (индивидуальные и массовые) виды НК. Характеристика основных видов НК позволила оценить их степень развития, установить коммуникационные разрывы и причины их возникновения. На основании этого авторами предложены механизмы преодоления этих коммуникационных разрывов по видам НК (с определением разрыва и способа его преодоления). В процессе исследования и обоснования авторских рекомендаций особое внимание уделено возможностям для развития НК, создаваемым информационными технологиями.

Сделаны выводы о необходимости формирования единого коммуникационного пространства для НК с использованием новых форм взаимодействия, которые порождаются виртуальными коммуникациями. Для наглядности предложена модель специализированного веб-сервиса, призванного облегчить процесс НК, показаны ее элементы (в частности, базы данных и базу знаний) и организация информации для различных пользователей. По мнению авторов, такие сервисы станут ступенькой к ноосфере.

Ключевые слова: ноосфера, научные коммуникации, коммуникационные разрывы, каналы передачи информации, виды и формы коммуникации, веб-сервисы, виртуальные коммуникации, информационные технологии.

Полный текст (PDF)