ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ УЧЕНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ УКРАИНЫ (2010–2020 ГГ.) СКВОЗЬ ПРИЗМУ БАЗ ДАННЫХ SCOPUS И WEB OF SCIENCE
К.С. АКБАШ
https://orcid.org/0000-0003-3676-4574
Н.А. ПАСИЧНИК
https://orcid.org/0000-0002-0923-9486
Р.Я. РИЖНЯК
https://orcid.org/0000-0002-1977-9048
Nauka naukozn. 2021, 1(111): 63-80
https://doi.org/10.15407/sofs2021.01.063
Рубрика: Наукометрия
Язык: Украинский
Аннотация: Цель статьи – определить особенности и динамику публикационной активности ученых педагогических университетов Украины по показателям наукометрических баз данных Scopus и Web of Science в течение второго десятилетия XXI века.
Авторами выбрана генеральная совокупность педагогических университетов Украины, профили которых представлены по крайней мере в одной из баз данных – Scopus или Web of Science, и с использованием математико-статистических методов проанализированы общее количество проиндексированных публикаций, общее количество цитирований, h-индекс и структура основных направлений научного поиска ученых из педагогических университетов по состоянию на конец сентября 2020 года. Кроме того, для каждого педагогического университета по базе Web of Science проанализированы вышеназванные характеристики в виде временного ряда его публикационной активности за последние 10 лет.
В результате выявлено, что между основными общими показателями педагогических университетов в названных наукометрических базах данных существует значимая связь как внутри баз, так и между ними. Анализ индексирования обеими базами данных исследований ученых педагогических университетов продемонстрировал разное отношение менеджмента компаний-поставщиков услуг к расширению охвата публикаций ученых. Анализ динамических рядов показателей публикационной активности ученых из педагогических ЗВО в течение 2010–2020 годов показал, что с 2015 года количество проиндексированных публикаций и показатели индексирования ссылок по базе данных Web of Science в большинстве педагогических университетов резко выросли из-за введения требования о наличии индексированных базами работ ученых как обязательного лицензионного условия и начала индексирования базой данных Web of Science ряда новых украинских научных изданий по гуманитарным, педагогическим и междисциплинарным проблемам. Кроме того, обнаружено, что статьи ученых педагогических университетов, которые были опубликованы в течение исследуемого периода, по-разному повлияли на формирование ядра h-индекса в конкретных университетах.
Ключевые слова: педагогический университет, наукометрические базы данных, база данных Web of Science, база данных SCOPUS, публикационная активность ученых, индексация работ, цитирование, h-индекс.