1.4

СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ ПЕРФОРМАТИВЫ И ОЦЕНКА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ  

Л.В. РИЖКО
https://orcid.org/0000-0003-0967-5621

Nauka naukozn. 2022, 4(118): 66–83
https://doi.org/10.15407/sofs2022.04.066

Рубрика: Актуальные проблемы современной науки
Язык: Украинский
Аннотация: Обосновано, что наряду с ростом значения науки во всех сферах жизни, а также распространением глобализационных процессов, тенденций плюрализма, мультикультурализма, оценка научных знаний должна включать не только логико-гносеологические, семантические критерии, но и экзистенциальные смыслы и ценности, учитывать общие исторические, культурные, политические интересы и традиции, а также социотехнические представления о желаемом будущем человечества, которые выполняют перформативную роль. При этом оценка научных знаний трактуется как истина, правда, а также постправда, постфактичность. Последнее обусловлено тем, что социотехнические образы будущего ориентируются на изменения, постоянной становится изменчивость, неопределенность, будущее предстает как желаемое, моделируемое, конструируемое «работающим артефактом». Социотехнические представления все чаще формируются технологическими компаниями, их интересами, бизнес-моделями и публичной риторикой. Последнее нередко сопровождается ростом недоверия к экспертному мнению, привлечением «альтернативных экспертов», обесцениванием образования и профессионализма, ослаблением критического мышления, непринятием альтернативных мнений или же, наоборот, релятивизацией истины. Вышеупомянутые тенденции способствуют созданию ситуации, для характеристики которой начали применять концепт «постправда». Показано, что в таком случае концепт «постправда» приобретает многогранное содержание: от утверждений об отсутствии или утрате истины, нивелировании фактов и до попытки обосновать ее весомость как особенности новейшей формы науки — технонауки. В последнем случае существенна перформативная функция постправды как средства инициирования творческих научных изысканий, нестандартного мышления, поиска путей развития креативности познания и технического конструирования будущего, реализации социотехнических представлений образа будущего. Хотя при таком ее восприятии следует обращать внимание на то, что будущее никогда не определено заранее, даже в случае его технонаучного конструирования, а также несет опасность определенных рисков. Выявление и искоренение негативных проявлений постправды является необходимой задачей науки и образования.

Ключевые слова: социотехнические перформативы, конструирование будущего, оценка научных знаний, истина, постправда, технонаука.

Полный текст (PDF)