АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНБРИДИНГ — ПРОБЛЕМА, ТРАДИЦИОННО ИГНОРИРУЕМАЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В НАУКЕ УКРАИНЫ
А.С. ПОПОВИЧ
https://orcid.org/0000-0001-5906-8358
В.И. КЛИМЕНКОВА
https://orcid.org/0000-0003-2147-6369
Nauka naukozn. 2020, 2(108): 54-63
https://doi.org/10.15407/sofs2020.02.054
Рубрика: Проблемы развития научно-технологического потенциала
Язык: Украинский
Аннотация: В статье подчеркивается, что в зарубежной научной периодике все больше внимания уделяется проблемам академического инбридинга — формирования профессорско-преподавательского состава университетов за счет собственных выпускников. В подтверждение этого факта приведен краткий обзор публикаций, в которых анализируется его распространение в разных странах мира и ведутся дискуссии о его негативных последствиях и методах борьбы с ними. При всех противоречиях существующих оценок большинство авторов приходит к выводу, что академический инбридинг является фактором, способствующим усилению застойных явлений, тормозит кадровую мобильность, обмен опытом и научной информацией между университетами как внутри страны, так и в мире. Авторы отмечают, что практически все эти публикации касаются университетов, однако академический инбридинг получил значительное распространение не только в университетах, но и в научных институтах. И хотя это явление считается вполне естественным при формировании научных школ, здесь оно также является фактором застоя и ведет к снижению эффективности исследований. В этой связи обращено внимание на то, что для формирования кадровой составляющей научного потенциала все бóльшую актуальность приобретают вопросы управления ее внутренней структурой и качеством, которые из-за небывалой остроты проблем, связанных с крайне тревожной динамикой количественных параметров научного потенциала Украины, отошли на задний план. Подчеркивается необходимость разработки и систематизации механизмов государственного и общественного воздействия на такие процессы. Даже в нынешних условиях кризиса в отечественной науке для стимулирования мобильности кадров следовало бы принять меры для обеспечения прозрачности и объективности конкурсов на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей университетов.
Ключевые слова: академический инбридинг, мобильность научных кадров, высшие учебные заведения, университет, научная школа.