1.6

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И ТРАНСФОРМАЦИИ НАУЧНОГО ЭТОСА (на примере анализа
пандемии
COVID-19)  

Л.В. РЫЖКО
https://orcid.org/0000-0003-0967-5621

Nauka naukozn. 2023, 1(119): 5768
https://doi.org/10.15407/sofs2023.01.057

Рубрика: Наука Украины в условиях современных вызовов и угроз: проблемы и приоритеты развития (итоги и научные доклады международного симпозиума)
Язык: Украинский
Аннотация: На основе анализа обзоров ЮНЕСКО, ОЕСР, результатов опроса «Академическая реакция на COVID-19», проведенного Междисциплинарным научным журналом «Frontiers in Public Health», других источников, посвященных проблемам науки, показано, что в условиях поиска выхода из чрезвычайных ситуаций, таких как пандемии и стихийные бедствия, усиливается гносеологическая, праксеологическая и социальная роль науки, растет потребность в экспертных рекомендациях ученых, активно используются методы и принципы «открытой науки», расширяется международное сотрудничество и государственно-частное партнерство. В то же время экспертам приходится работать в условиях «эпистемологической неопределенности», то есть неполной информации, изменчивой ситуации, ограниченного времени и иногда нечетко поставленных заданий. Поэтому выводы и рекомендации часто приходится корректировать, что порождает проблемы доверия общества к науке, трудности коммуникации с властью. Важной мерой, способствующей нивелированию негативных явлений, является улучшение научной грамотности общества, в частности руководителей разных уровней. Представители власти, средств массовой информации и общественности должны владеть не только фактологическими знаниями, но и компетенциями в методологии науки: они должны отличать завершенные исследования от предварительных результатов, экспертные оценки ― от научной и политической публицистики, а также понимать логику научных дебатов и формирования научного консенсуса. Кроме того, пандемия провоцирует многочисленные социальные вызовы и требует использования междисциплинарных знаний, в т. ч. в социальных и гуманитарных областях, поскольку неотложными становятся также проблемы психического здоровья, образования, экономики, культуры. Научный этос в условиях социальных и гносеологических вызовов является синтезом всех известных норм, но в форме, необходимой для разработки эффективных механизмов преодоления чрезвычайных ситуаций. Приобретают большее значение нормы коллективизма, универсализма и скептицизма, обеспечивающие возможности для коллективного поиска способов преодоления болезни и критического рассмотрения всех предложений, когда главное внимание сосредоточивается на проблемах, связанных с чрезвычайными ситуациями, активизируются консультативные и экспертные функции науки.

Ключевые слова: научный этос, социальные вызовы, гносеологические вызовы, пандемия COVID-19, экспертиза.

Полный текст (PDF)