1.4

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА И МОРАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В НАУЧНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНЫ ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 

В.И. КЛИМЕНКОВА
https://orcid.org/0000-0003-2147-6369

Nauka naukozn. 2021, 4(114): 39—49
https://doi.org/10.15407/sofs2021.04.057

Рубрика: Актуальные проблемы современной науки
Язык: Украинский
Аннотация: Вопросы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов имеют большое значение для научной системы Украины. Этим обусловлена важность проведения опросов молодых ученых для определения их мнения относительно разных аспектов научной деятельности. В статье представлены результаты электронного анкетного опроса молодых исследователей из научных учреждений НАН Украины, которое проводилось в феврале-апреле 2021 года группой ученых ГУ «Институт исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М. Доброва НАН Украины». Целью опроса было получение данных о морально-психологических аспектах стимулирования молодежи к эффективному выполнению научной работы, налаживание разных форм творческой коммуникации ученых, улучшение внутренней атмосферы в научных коллективах, а также создание условий для творческого роста молодых ученых НАН Украины.

На вопросы анкеты ответили 352 молодых исследователя из трех секций, 14 отделений и 83 институтов НАН Украины. На основании анализа результатов анкетирования молодых исследователей сделан вывод, что в большинстве институтов НАН Украины сохраняется творческая социально-психологическая атмосфера, способствующая профессиональному росту ученых; поддерживаются традиции внимательного отношения к потребностям молодых ученых, их привлечения к выполнению исследований и ведению научной дискуссии. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные подавляющим большинством респондентов. Около 80 % респондентов полностью или в основном удовлетворены уровнем культуры дискуссии при проведении научных семинаров. В то же время в ряде институтов НАН Украины имеются проблемы с организацией научных семинаров: они проводятся очень редко или не проводятся вообще, на семинарах озвучивается устаревшая информация или они превращаются в производственное совещание, бывают случаи неуважительного отношения к молодым исследователям со стороны авторитарных руководителей и участников семинаров. Опрос свидетельствует о недооценке некоторыми руководителями научных коллективов роли и значения научных семинаров в воспитании молодых ученых и формировании культуры научной дискуссии. Это требует конструктивного реагирования со стороны руководства НАН Украины.

Ключевые слова: организация научной деятельности, молодые ученые, респонденты, Национальная академия наук Украины, научный коллектив, научный семинар.

Полный текст (PDF)