ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРА ПОНИМАНИЯ В НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ
Г.Я. ШЕВЧЕНКО
https://orcid.org/0000-0003-3984-9266
О.А. МАРЧЕНКО
https://orcid.org/0000-0001-7665-7832
С.Е. ШАБЛИЙ
https://orcid.org/0000-0002-6520-6902
Nauka naukozn. 2023, 1(119): 81—101
https://doi.org/10.15407/sofs2023.01.081
Рубрика: Актуальные проблемы современной науки
Язык: Английский
Аннотация: Статья содержит результаты анализа научных коммуникаций (НК), происходящих между такими субъектами, как наука, бизнес, государство и общество. В частности, исследуется коммуникативный разрыв между ними. Об актуальности темы свидетельствуют многочисленные публикации отечественных и зарубежных ученых. Известно, что успех коммуникации в значительной степени зависит от понимания и восприятия адресатом посланного ему информационного сообщения (ИС). Их отсутствие приводит к появлению коммуникативных разрывов, которые снижают эффективность НК вплоть до полного непонимания. Цель исследования заключается в вычленении и структуризации подобного рода разрывов и указании пути их преодоления для повышения эффективности и успешного проектирования НК. Эмпирической базой исследования являются научные работы ведущих отечественных и зарубежных ученых. Методы исследования – принцип восхождения от абстрактного к конкретному (принцип Гегеля), а также общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, научная дедукция и индукция. Проведенное исследование показало, что разность в ментальных моделях и тезаурусах коммуникантов приводит к возникновению разрывов в понимании ― репрезентативных разрывов, которые в зарубежной литературе обозначаются термином rGaps. Такого рода разрывы возникают, когда отправители наделяют ИС смыслом, которого не видят получатели, создавая при этом конфликт в смыслах и ценности передаваемой информации. Сделан вывод, что для проектирования успешных НК необходимо учитывать фактор понимания совместно с сопровождающей его фасцинацией. Предложены механизмы и приемы, способствующие устранению репрезентативных разрывов, что позволяет в ряде случаев решить проблему понимания в НК.
Ключевые слова: ноосфера, научные коммуникации, коммуникационные разрывы, разрывы в понимании, понимание информационного сообщения, фасцинация, репрезентативный разрыв, разрыв в восприятии.