1.8

К ИСТОРИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ: РАЗВИТИЕ РЕМОНТНОЙ БАЗЫ ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНЕЦКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (1925–1941)  

Н.Ю. РУБАН

https://orcid.org/0000-0002-6396-4531

Nauka naukozn. 2020, 3(109): 116-130

https://doi.org/10.15407/sofs2020.03.116

Рубрика: История науки и техники

Язык: Украинский

Аннотация: Рассмотрены исторические события вокруг реорганизации производственной деятельности Луганских железнодорожных мастерских и ее влияние на развитие ремонтной базы вагонного хозяйства Донецкой железной дороги. Источниковую базу исследования составили материалы многотиражных периодических изданий линейных предприятий железных дорог Украины, протоколы заседаний Политбюро ВКП(б) и постановления Совета народных комиссаров СССР начала 1930-х гг. по вопросам реорганизации транспортной отрасли. Цель статьи – воссоздать целостную картину обстоятельств реорганизации производственной деятельности Луганского вагоноремонтного завода и проследить ее влияние на развитие ремонтной базы Донецкой железной дороги. Проанализирован ход реконструкции Луганского механического завода угольного машиностроения и строительства Луганского труболитейного завода Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Доказано, что в результате непоследовательности мероприятий по реконструкции предприятия и нерешенности вопросов его материально-технического обеспечения была сорвана начальная программа производства горного оборудования. Определено, что ввиду интенсивного характера эксплуатации железнодорожного транспорта на Донбассе возникла потребность не только в изготовлении паровозных узлов, но и в локализации капитального ремонта подвижного состава на месте, в связи с чем встал вопрос о возвращении бывших Луганских железнодорожных мастерских в состав НКПС. В конце концов, советским партийным руководством было принято решение о проведении реформы вагонного хозяйства, в рамках которой построен ряд линейных вагоноремонтных пунктов, в частности на исторических станциях Донецкой железной дороги Луганск, Дебальцево и Попасная, а также запланировано строительство современного профильного вагоноремонтного завода на станции Попасная. Рассмотрено содержание реформы предприятий вагонного хозяйства Донецкой железной дороги и обстоятельства формирования материально-технической базы Попаснянского вагоноремонтного завода.

Ключевые слова: вагонное хозяйство, Луганские железнодорожные мастерские, Изюмский паровозоремонтный завод, Попаснянский вагоноремонтный завод, вагоноремонтный пункт, Донецкая железная дорога.

Полный текст (PDF)