Квантовое свойство научного знания: эвристическая точка зрения
Б.А. МАЛИЦКИЙ
https://orcid.org/0000-0001-5312-6828
Nauka naukozn. 2024, 1(123): 03—20
https://doi.org/10.15407/sofs2024.01.003
Рубрика: Актуальные проблемы современной науки
Язык: Украинский
Аннотация: Автор обращает внимание на существование аналогии между процессами, обуславливающими генерацию, содержательную сущность и движение научного знания как научного результата, и физическим квантовым процессом. Добытое исследователем научное знание отличается от вещественного продукта труда и потому содержательно сближается с физическим квантовым явлением — излучением атомом энергии отдельными порциями — квантами. Исследователь продуцирует новое знание в виде научной идеи — элементарной неделимой частицы знания, то есть кванта знания. С позиций науковедения автор рассматривает возможность выявления квантового характера научного знания как продукта когнитивной деятельности исследователя, а не процесс функционирования мозга, как это представляет квантовая психология, но не прибегает к прямой аналогии. Выявление сходства между процессами генерации научного знания и излучения энергии атомом имеет очень важное значение для более глубокого понимания сложности феномена науки, его особенностей и значимости для развития человечества и прогресса цивилизации. Сложность и специфичность научного знания как продукта умственного труда, обнаруживающего определенные свойства, характерные для физических явлений, делает невозможным сведение оценки научного знания к простым наукометрическим показателям, таким как количество статей и цитирований. Поскольку эти показатели являются лишь мерилом публикационной активности исследователя и интенсивности научной коммуникации, они не раскрывают комплексную сущность полученного нового знания, его радикальное отличие от вещественного продукта труда, научную и социальную ценность. По убеждению автора, введение в научный оборот качественных характеристик научного знания как результата научной деятельности, которые основываются на восприятии его квантовости, имеет ключевое значение для объективного оценивания эффективности работы исследователя и принятия на этой основе действенных решений о совершенствовании организации исследовательского процесса, создания достойных условий для расширения коммуникативных возможностей исследователя в научном и социальном пространстве, а также для формирования наукоцентрической государственной политики.
Ключевые слова: научное знание, научный результат, кванты знания, вещественный продукт труда, этос науки, наукоцентрическая государственная политика.