1.7

БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ ЛУЦКИЙ И УКРАИНА

A.В. ФИРСОВ

Nauka naukozn. 2018, 2(100): 111-120

https://doi.org/10.15407/sofs2018.02.111

Рубрика: История науки и техники

Язык: Украинский

Аннотация: В статье освещен вклад выдающегося конструктора, изобретателя, ученого украинского происхождения Бориса Григорьевича Луцкого в развитие мирового двигателестроения, автомобилестроения и самолетостроения. На основе детальных данных доказано, что в конце XIX — первой половине XX в. он был одним из самых известных конструкторов и изобретателей Европы. Показано, что, хотя основным местом его изобретательской и конструкторской деятельности была Германия, он постоянно предлагал свои проекты для реализации в первую очередь на родине. Установлено, что за заслуги перед отечеством Б.Г. Луцкий в 1903 году был награжден орденом Святого Станислава, а в 1906 году ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина Российской империи. Б.Г. Луцкий до конца жизни не принял гражданства другого государства. После окончания гражданской войны он постоянно искал пути для возвращения на родину, хотел служить Украине не из-за границы, а проживая на родной земле.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, двигателестроение, автомобилестроение, самолетостроение, конструктор.

Список литературы

  1. Ausstellung technischer Arbeitsbehelfe für das Kleingewerbe. Prager Tagblatt. 1894. Vol. 18. No 300. Р. 8—9.
  2. Szkόlnik L. Die Taube mit zwei Motoren. Der Motorwagen. 1912. Vol. 15. No 6. Р. 133—135.
  3. Les Automobiles Loutzky. Le Chauffeur. Lockert, Louis. Éditeur scientifique. 25 Octobre 1899. P. 384—390.
  4. The Loutzky motor-voiturette. The Motor-car journal. 1900. Vol. 2. No 53. P. 13.
  5. Handels-Register. Beilage der Berliner Börsen-Zeitung. 1907. No 566. Р. 19.
  6. Кладова Г. Винахідник моторів. Газета «Інженер-машинобудівник», 1998. 25 лютого.
  7. Конструктор из Бердянска. Азовський бульвар, 2005. 19 июня.
  8. Cарнацький О.П. Їх імена — то слава Запорізького краю. Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. 2009. Вип. XXV. С. 225—229.
  9. Supf P. Das Buch der deutschen Fluggeschichte: Vorkriegszeit, Kriegszeit, Nachkriegszeit bis 1932. P. Supf. — Klemm, 1935. Vol. 2. 640 p.
  10. Schaar G. Gasmotor von Lutzky. GWF; das Gas- und Wasserfach. 1889. Vol. 32. No 34. Р. 1092.
  11. Güldner H. Das Entwerfen und Berechnen der Verbrennungsmotoren: Handbuch für Konstrukteure und Erbauer von Gas- und Ölkraftmaschinen. Berlin, J. Springer, 1903. 546 p.
  12. Supf P., Brütting G. Das Buch der deutschen Fluggeschichte: Vorkriegszeit, Kriegszeit, Nachkriegszeit bis 1932. Drei Brunnen Verlag, Stuttgart, 1958. Vol. 2. 736 p.
  13. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. 803, оп. 1, дело 1036. Письмо Б.Г. Луцкого к князю П.Н. Енгалычеву, л. 41а, 41а (св), 41б, 41б (св).
  14. РГВИА, ф. 803, оп. 1, дело 1036. Рапорт генерал-майора Фабрициуса в Главное инженерное управление, л. 37—40, 42—49.
  15. Consul General Frank H. Mason. The potato as a source of wealth in Germany. Consular Reports. 1903. Vol. 72. No 272. P. 32—39.
  16. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ), ф. 417, оп. 5, дело 23330. О награждении инж. Б.Г. Луцкого за изобретение нефтяного двигателя и спиртовых моторов, 21 л.
  17. «The Car» road census. The Car Illustrated: A Journal of Travel by Land, Sea, & Air. London, 1906. Vol. 16. No 208. P. 399.

Полный текст (PDF)