ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНОГО, ИНЖЕНЕРА-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА ЖУРАВСКОГО (1821—1891)
В.А. ЯНИН
https://orcid.org/0000-0002-6299-8924
Nauka naukozn. 2023, 4(122): 120—143
https://doi.org/10.15407/sofs2023.04.120
Рубрика: История науки и техники
Язык: Украинский
Аннотация: В статье представлены результаты исследования фактов научной биографии выдающегося инженера-железнодорожника, строителя первых в Украине деревянных железнодорожных мостов Дмитрия Ивановича Журавского. Его актуальность обусловлена отсутствием комплексного историко-биографического труда, посвященного воссозданию полной биографии Д.И. Журавского. Путем изучения архивных ресурсов выявлены основные вехи биографии ученого, этапы его научно-исследовательской и организационной работы. Проанализирована научно-экспериментальная деятельность и основные научные труды Д.И. Журавского; показано, что он выполнял системные исследования по строительству деревянных железнодорожных мостов на железных дорогах Российской империи, участвовал в организации железнодорожной промышленности и мостостроительного дела на железнодорожном транспорте. Представлена более полная научная биография Д.И. Журавского. Предложена тематическая классификация его научно-технологических достижений: а) строительство железных дорог, гидротехнических сооружений; б) железнодорожное мостостроение; в) строительная механика, сопротивление материалов и теория упругости. Документально подтверждены наработки ученого на начальном периоде строительства мостов в Украине, особенно на юго-западных железных дорогах. Они заключаются в том, что Д.И. Журавский изучил действие касательных напряжений в балке при изгибе и вывел формулу для их определения, носящую его имя. Показано, что труды Д.И. Журавского по строительной механике заложили научные основы мостостроения: его заслуга заключается не только в выполнении инженерных работ при возведении мостов, но и в том, что он положил начало экспериментально-теоретическому методу в мостостроении, основанному на сочетании теории и практики, то есть научному методу. Именно поэтому Д.И. Журавского следует считать основоположником научного метода в мостостроении, родоначальником прогрессивной научной школы мостостроения. В трудах Д.И. Журавского по сопротивлению материалов введено в оборот принципиально новое понятие — касательное напряжение, показано его важное прикладное значение и дан толчок созданию всей теории напряженного состояния.
Ключевые слова: Д.И. Журавский, железнодорожный транспорт, строительная механика, сопротивление материалов, мостостроение.