1.3

ИНСТИТУТ СЕКРЕТНЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Г.А. АНДРОЩУК

https://orcid.org/0000-0003-0781-9740

Nauka naukozn. 2020, 4(110): 24-43

https://doi.org/10.15407/sofs2020.04.024

Рубрика: Наука и инновационное развитие экономики и общества

Язык: Украинский

Аннотация: В работе дается экономико-правовой анализ создания и функционирования института секретных изобретений в ведущих странах мира и Украине, определение его роли в экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности. Рассмотрены стратегическое значение и важность секретных изобретений для национальной экономики и безопасности, проанализированы экономико-статистические показатели, организационно-экономические аспекты засекречивания и важности своевременного рассекречивания изобретений для экономического развития страны и мировой науки. Указана цель правовой охраны секретных изобретений.

Государственное регулирование секретных изобретений в зарубежных странах с давними стабильно функционирующими патентными системами (США, Великобритания, Германия, Франция, Польша) осуществляется в рамках национальных патентных законов, регламентирующих правовую охрану изобретений. Показано, что в течение XX века институт секретных изобретений совершил огромный вклад в укрепление национальной безопасности таких ведущих стран как США, Великобритания, Германия, Франция. В бывшем СССР институт секретных изобретений был важнейшим элементом в системе государственного режима секретности, в значительной степени обеспечив возможность достижения, а затем поддержания военно-технического паритета между СССР и США. Очевидность необходимости его дальнейшего сохранения в этих странах не вызывает сомнения у специалистов. Анализ нынешнего состояния дел свидетельствует о том, что ведущие страны мира не только сохранили свои национальные институты секретных изобретений, но и продолжают активную работу по их усовершенствованию. Обращается внимание, что в Законах Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», «О государственной тайне» не предусмотрены нормы о выплате денежной компенсации владельцу секретного изобретения за решение об их засекречивании, что делает невозможным их эффективное использование в хозяйственной деятельности. Предложен механизм определении размера компенсации за засекречивание изобретения.  В учреждениях, организациях, предприятиях Украины не была проведена инвентаризация изобретений бывшего СССР с грифами «Для служебного пользования» («ДСП») и секретных (около 250 тыс.), принадлежащих украинским заявителям. Анализируются потери от выхода Украины из Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений, что привело к неиспользованию отечественными учеными и конструкторами свыше тысячи перспективных технических решений при разработке вооружений и военной техники. Минэкономразвития Украины совместно с Министерством обороны Украины предлагается срочно урегулировать эту проблему. Учитывая динамику увеличения патентных заявок в мире в последние годы (и, соответственно, увеличение количества изобретений, направленных на безопасность и оборону государства), эскалацию международной напряженности, этот экономико-правовой институт, непосредственно занимающийся вопросами национальной безопасности, будет приобретать все большее значение.

Ключевые слова: секретное изобретение, выплата компенсации, государственная тайна, засекречивание, интеллектуальная собственность, национальная безопасность, патент, регулирование.

Полный текст (PDF)