1.5

ГЕНДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ В НАУКЕ: ТЕНДЕНЦИИ В МИРЕ И В УКРАИНЕ

Н.Б. ИСАКОВА

https://orcid.org/0000-0001-9632-8067

Nauka naukozn. 2018, 2(100): 68-90

https://doi.org/10.15407/sofs2018.02.068

Рубрика: Проблемы развития научно-технологического потенциала

Язык: Украинский

Аннотация: Статья посвящена проблеме гендерного паритета научных кадров в контексте принятых Украиной международных гендерных стандартов и политики содействия эффективному использованию интеллектуальных ресурсов страны. Проанализированы между на родные документы ООН, ОЭСР и других организаций, относящиеся к гендерным вопросам научной сферы. На базе статистических данных Госстата Украины выявлены основные гендерные характеристики научно-кадрового потенциала страны. Установлено, что уровень участия женщин в научных исследованиях высокий по сравнению с другими странами, однако наблюдаются горизонтальная и вертикальная гендерная сегрегация. Меньше, чем в других научных дисциплинах, женщины работа ют в сфере физико-математических и технических наук. Доля женщин среди докторов наук значительно меньше, чем среди категорий исследователей и кандидатов наук, что негативно влияет на достижение гендерного паритета в руководстве научными коллективами и принятии управленческих решений в науке. Сделан вывод о том, что феминизацию науки в Украине, которая наблюдалась в последние десятилетия, не следует однозначно рассматривать как позитивную тенденцию. Увеличение доли исследователей-женщин является следствием ухудшения финансового обеспечения науки, снижения престижности научного труда и ухода из науки исследователей-мужчин. При формировании гендерно чувствительной научной политики необходимо учитывать наличие проблемы вертикальной и горизонтальной сегрегации в науке и создавать более благоприятные условия для карьерного роста талантливых исследователей-женщин для блага науки и инноваций, но не в ущерб научной деятельности исследователей-мужчин.

Ключевые слова: научно-кадровый потенциал, международные организации, гендерный паритет, гендерные исследования, гендерная сегрегация, феминизация науки, научная политика, научные исследования и разработки.

Список литературы

  1. Lee H., Pollitzer E. Gender in science and innovation as component of inclusive socioeconomic growth. Second edition. London: Portia Ltd., 2016.
  2. Women and Science. UNESCO. 2018. URL: http://www.unesco.org/new/en/naturalsciences/priority-areas/gender-and-science/for-women-in-science-programme/ (Date of access 15.01.2018).
  3. UNESCO science report: towards 2030. UNESCO. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0023/002354/235407e.pdf (Date of access 12.05.2017).
  4. Гендерні студії в сучасній Україні. Матеріали студ. наук.-практ. конф. (12–13 березня 2015 р.): зб. наук. ст. / Гол. ред. С.О. Філоненко. Бердянськ: БДПУ, 2015. 96 с.
  5. Жінка в науці та освіті: минуле, сучасність, майбутнє. Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (Київ, 3–4 грудня 1999 р.). Київ: МО «Жіноча громада». ГО «Жінка в науці», 1999.
  6. Жінка в науці та освіті: минуле, сучасність, майбутнє. Матеріали Четвертої міжнар. наук.-практ. конф., присвяченої 130-річчю вищ. освіти жінок в Україні (Київ, 6–8 листопада 2008 р.) / Ред. В. Троян. Київ, 2008.
  7. Жінки та чоловіки на керівних посадах в Україні. ПРООН в Україні. Вересень 2017. URL: http://www.ua.undp.org/content/ukraine/uk/home/library/democratic_governance/ Women-and-Men-in-Leadership-Position.html (Дата звернення 15.01.2018).
  8. Журженко Т. Социальное воспроизводство и гендерная политика в Украине. Харьков: Фолио, 2001.
  9. Кісь О. Гендерні студії в Україні: стан, проблеми, перспективи. Незалежний культурологічний часопис «Ї». URL: http://www.ji-magazine.lviv.ua/seminary/2000 /sem17-08. htm (Дата звернення 15.04.2017).
  10. Кравець В.П., Говорун Т.В., Кікінежді О.М. та ін. Гендерні дослідження: прикладні аспекти. Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2013. 448 с.
  11. Троян В. Жінка і наука: подруги чи суперниці? Дзеркало тижня. 2002. № 1. С. 12.
  12. Власюк Г. Жінка в українській науці: непрохана гостя. 2014. URL: http://povaha.org. ua/zhinka-v-ukrajinskij-nautsi-neprohana-hostya/ (Дата звернення 15.04.2017).
  13. Ісаєнко В. Жінки, закохані в науку. Ветеринарна медицина України. 2014. № 3 (217). С. 4–6.
  14. Ремовська О. Жінки у науці досі герої-одиночки? Радіо Свобода. 09 березеня 2013. URL: https://www.radiosvoboda.org/a/24923390.html (Дата звернення 15.04.2017).
  15. Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты: (к 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской). Вопросы истории естествознания и техники. 2000. № 1. С. 141–153.
  16. Винокурова Н.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет. Социологические исследования. 1999. № 4. С. 82–86.
  17. Антонова Т.А. Динамика научных кадров Республики Беларусь: гендерный анализ // Диалог культур в эпоху глобальных рисков: сборник материалов Междунар. науч. конф. (Минск, 17–18 мая 2016 г.). В 2 ч. Ч. 2. Минск: Изд. Центр БГУ, 2016. С. 537–540.
  18. Богданова И.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра. Социологические исследования. 2004. № 1. С. 103–112.
  19. Лыхкиви Э. Женщины в науке. На пути к сбалансированному обществу женщины и мужчины в Эстонии. Министерство социальных дел Эстонской Республики. Таллинн 2010. С. 50–51.
  20. Мирская Е.З., Мартынова Е.А. Женщины в науке. Вестник Российской академии наук. 1993. Т. 63. № 8. С. 693–700.
  21. Булкин И.А. Изменения в структуре исследователей НАН Украины: гендерный аспект. Часть І. Наука та наукознавство. 2017. № 3(97). С. 74–86.
  22. Булкин И.А. Изменения в структуре исследователей НАН Украины: гендерный аспект. Часть ІІ. Наука та наукознавство. 2017. № 4(98). С. 46–64.
  23. Gender in the global research landscape. Analysis of research performance through a gender lens across 20 years, 12 geographies, and 27 subject areas. Elsevier. 2017. URL: https://www. elsevier.com/__data/assets/pdf_file/0008/265661/ElsevierGenderReport_final_for-web. pdf (Дата звернення 20.04.201712.03.2018).
  24. Beede D., Julian T., Langdon D. et al. Women in STEM: A Gender gap to innovation. U.S. Department of Commerce, Office of the Chief Economist, 2011. ESA Issue Brief No 04—11. https://doi.org/10.2139/ssrn.1964782
  25. Gender equality in education, employment and entrepreneurship: Final report to the MCM – 2012. URL: http://www.oecd.org/employment/50423364.pdf. p. 17. (Date of access 19.04.2017).
  26. Klasen S., Lamanna F. The impact of gender inequality in education and employment on economic growth: New evidence for a panel of countries. Feminist Economics. 2009. 15 (3). P. 91–132. https://doi.org/10.1080/13545700902893106
  27. ПРООН в Україні. URL: http://www.ua.undp.org/content/ukraine/uk/home/ ourwork/ sdg-overview.html/ (Дата звернення 20.04.2017).
  28. UN Women. 2017. URL: http://www.unwomen.org/en/about-us/about-un-women (Date of access 12.03.2017).
  29. UNESCO Institute for Statistics (2017). Fact Sheet No 43 March 2017 FS/2017/SCI/43. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/fs43-women-in-science-2017- en.pdf (Date of Access 09.03.2018).
  30. Research and innovation quality through equality: Gender-based research, innovation and development for sustainable economies and societal wellbeing. Report from the 2016 European Gender Summit to the EC and EP. URL: http://gender-summit.com/attachments/ article/1261/2016 (Date of access 20.04.2017).
  31. She figures 2015. URL: https://ec.europa.eu/research/swafs/pdf/pub_gender_ equality/ she_figures2015-final.pdf (Date of access 12.04.2017).
  32. L’Oréal – UNESCO: For Women in Science. 2018. URL: https://www.forwomeninscience. com/en/home (Date of access 16.03.2018)
  33. Gender and STEM Network. URL: http://www.genderandstem.com/ (Date of access 20.04.2017).
  34. AWIS. URL: https://www.awis.org/research-center/ (Date of access 23.04.2017).
  35. Закон України «Про забезпечення рівних прав та можливостей жінок і чоловіків». Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2005, № 52, ст. 561.
  36. The Global Gender Gap Report 2017. 2018. World Economic Forum. URL: https://www. weforum.org/reports/the-global-gender-gap-report-2017 (Date of access 20.03.2018).

Полный текст (PDF)