1.6

 

СТАНОВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГА В УКРАИНЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1970—1991 гг.)

В.Д. ПРИЛЮК

https://orcid.org/0009-0003-8927-8913     

Nauka naukozn. 2024, 4(126): 7894

https://doi.org/10.15407/sofs2024.04.078

Рубрика: История науки и техники

Язык: Украинский

Аннотация: Сделан обзор публикаций об эволюции маркетинга в СССР в 1970—1990-х гг. Установлена неадекватность освещения в них генезиса маркетинга в этот период, что усложняет понимание последующих событий. Охарактеризовано взаимоувязанное развитие экономической, институционной, информационной и учебной среды маркетинга в 1970—1991 гг. в СССР как основы для стремительного формирования потенциала маркетинга в Украине в следующие годы. Применен системный подход к исследованию среды маркетинга, комплексно проанализирована динамика его экономической, институционной, информационной и учебной составляющих как необходимого условия для трактовки дальнейшего развития маркетинга в Украине. Раскрыты функции маркетинга во внешнеэкономической деятельности СССР в указанный период; показано, что отдельные инструменты маркетинга все более активно использовались на внутреннем рынке страны. Выявлено увеличение потока информации о маркетинге, что служило его освоению в Украине. Охарактеризовано влияние внедрения рыночных реформ в управлении экономикой СССР на создание предпосылок для содействия развитию теории и практики маркетинга. Возвращены в научный дискурс забытые данные о беспрецедентных в СССР новаторских разработках Института кибернетики АН УССР в области инфраструктуры информационной среды маркетинга — о Центре обмена текущей информацией о техническом уровне производства, потребностях в научных исследованиях, выполняемых и предназначенных для внедрения научных разработках; о системе компьютерного программного прогнозирования развития науки и техники; о первой в СССР Лаборатории маркетинга средств информатики. Указано на приоритет нынешнего Киевского национального университета имени Тараса Шевченко в издании первой отечественной книги «Основы маркетинга» (1989 г.) и создании первой в Украине университетской кафедры маркетинга (1990 г.).

Ключевые слова: маркетинг, информационная среда, экономическая среда, учебная среда, Институт кибернетики АН УССР, Лаборатория маркетинга средств информатики, Центр обмена текущей информацией.

Полный текст (PDF)