1.5

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ, ИЛИ КАК Г.М. ДОБРОВ ВНЕДРЯЛ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Н.Б. ИСАКОВА
https://orcid.org/0000-0001-9632-8067

Nauka naukozn. 2019, 2(104): 43-54
https://doi.org/10.15407/sofs2019.02.043

Рубрика: К 90-летию Геннадия Михайловича Доброва
Язык: Украинский
Аннотация: Статья посвящена проблеме эффективности научных исследований и влияния управленческой компетентности ученых на руководство научными коллективами на уровне организаций и отдельных подразделений. Историко-науковедческий анализ организации системы подготовки руководящих кадров АН УССР в 1980-х годах позволил сформулировать необходимые условия для повышения эффективности учебных программ для руководителей в научных организациях. Доказано, что содержание, форма и методы подготовки должны учитывать специфику деятельности человека в науке, образовательный уровень учащихся и строиться на предыдущем изучении конкретных ситуаций в организации и в управлении исследованиями и разработками. Обязательными условиями учебы руководителей в науке должны быть адаптивность учебных программ, привлечение участников учебы к процессу подготовки, использования интерактивных методов, краткосрочность и формирование обратной связи. Управленческая подготовка руководящих кадров науки является платформой и исследовательским полигоном для специалистов по вопросам научной политики, управления и организации научного труда.

Ключевые слова: управленческая квалификация, подготовка кадров, эффективность научных подразделений, внедрение научных результатов, исследования и разработки, проект ICSOPRU.

Список литературы

  1. Микулинский С., Родный И. Наука как предмет специального исследования. Вопросы философии. 1966. № 5. С. 25–38.
  2. Добров Г.М. Наука о науке. К.: Наукова думка, 1966.
  3. Микулинский С., Родный И. Место науковедения в системе наук. Вопросы философии. 1968, № 6. С. 33–42.
  4. Добров Г.М., Тонкаль В.Е., Савельев А.А., Малицкий Б.А. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. К.: Наук. думка, 1987. 347 с.
  5. Труфанова Е.О., Яковлева А.Ф. Социальные роли ученого от «эскаписта» до «менеджера». Вопросы философии. 2015. № 3. С. 72–82.
  6. Мирская Е.З. Человек в науке: социологические дискуссии ХХ века. Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 4. С. 26–45.
  7. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. Об оптимальных условиях для исследований в организациях. М.: Прогресс, 1973. 472 с.
  8. UNESCO. International Comparative Study on the Management, Productivity, and Effectiveness of Research Teams and Institutions (ICSOPRU), 1971—1989. Ann Arbor, MI: Interuniversity Consortium for Political and Social Research, 2006-01-12. URL: https://www. icpsr.umich.edu/icpsrweb/ICPSR/studies/9471
  9. Нормативно-методические материалы системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов АН УССР / Сост.: Г.М. Добров, В.М. Пелых, Б.С. Стогний и др. К.: Наукова думка, 1985. 204 с.
  10. Организация управления в научном учреждении. К.: Наукова думка, 1988.

Полный текст (PDF)