1.4

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЛИЯНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Т.А. ЯРОШЕНКО
https://orcid.org/0000-0002-2985-2333
А.И. ЯРОШЕНКО
https://orcid.org/0000-0002-4716-5705

Nauka naukozn. 2024, 2(124): 52—82
https://doi.org/10.15407/sofs2024.02.052

Рубрика: Наукометрия
Язык: Украинский
Аннотация: В течение последнего десятилетия объективное оценивание научных исследований приобретает все большую актуальность с учетом вызовов открытой науки, содействия повышению производительности научных исследований, прозрачности и непредвзятости оценки исследователей. Но определение качества и общественного влияния научных исследований усложняется ввиду их отличий в зависимости от отрасли исследований или страны. Многочисленные инициативы нуждаются в новых подходах к измерению общественного влияния научных исследований, сохранению баланса между количественными и качественными показателями, внедрению нормализованных по отрасли или альтернативных метрик, особенно с учетом вызовов открытой науки. В статье представлен обзор современных методов определения общественного влияния научных исследований в разных странах мира (на примере Великой Британии, Испании, США, Канады, Австралии) и альтернативных метрик и инструментария для измерения такого влияния (Dimensions, The Lens, SciVal), в частности для исследований в отрасли массмедиа и коммуникаций. Использованы общие (абстрагирование, анализ и синтез, анализ источников и т. д.) и специальные методы (контент-анализ, анализ медиа-дискурса), а также отдельные показатели альтметрики. Определен топ-10 статей с наивысшим показателем Altmetric Attention Score (AAS) и наивысшим показателем цитирования по данным Dimensions. Выявлено, что наивысшие показатели AAS принадлежат статьям о COVID-19, что указывает на повышенное общественное внимание к теме мировой пандемии. Для измерения общественного интереса в альтметричних показателях влияния избрана тематика российско-украинской войны и соответствующие исследования (публикации 2022—2023 гг.) в области массмедиа и коммуникаций (по базе Dimensions). Из 514 статей определены 10 с наивысшим показателем AAS и приведено количество цитирований для них. Выявлено, что влияние исследований в области массмедиа и коммуникаций даже на такую актуальную тему, как война в XXI веке в центре Европы, намного меньше, чем медицинских исследований, а также имеет гораздо более низкую оценку показателя цитирования. Отмечено, что недостатки альтметрики связаны с не вполне прозрачной методологией и скрытым алгоритмом подсчета: альтметрика является показателем онлайн-внимания к статье (не всегда позитивного), а не к качеству соответствующего исследования, она не пригодна для сравнения статей из разных отраслей наук.

Ключевые слова: общественное влияние научных исследований, участие в исследованиях, оценивание научных исследований, альтернативные метрики, Altmetric, Altmetric Attention Score, Dimensions, SciVal, Lens, исследования в области массмедиа и коммуникаций.

Полный текст (PDF)